Информация для десятиклассников и их родителей
Правила выбора профессии:
Изучить как можно больше профессий, определить, какие специалисты
необходимы в регионе проживания данного человека.
Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты
характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и т.д.).
Выбрать наиболее привлекательную, подходящую для себя профессию.
Ознакомится с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить
содержание и условие труда; требования, предъявляемые профессией к человеку,
возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Провести практическую апробацию своих сил в выбранной профессии (учебно-производственный
комбинат, занятия в кружке по интересам и т.п.).
Соотнести полученные знания со своими профвозможностями, посоветоваться с
родителями, учителями, врачами, психологом, специалистом.
При соответствии своих возможностей требованиям выбранной профессии в школе или
УПК, получить первоначальную профессиональную подготовку, осуществляя
самоконтроль готовности к профессиональному определению.
При отсутствии такого соответствия изучить запасной вариант профессионального
выбора.
Выбрав профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации своего
намерения и овладении ею в совершенстве.
Для адекватного выбора профессии необходимо знать требования, которые она
предъявляет к человеку, реализующему ее. Важнейшими источниками информации
являются профессиограммы и психограммы.
Профессиограмма – описание перечня особенностей профессии или
специальности, представляет собой информационный документ, необходимый для
знакомства с профессией, создания ее целостного образа. Обычно он содержит
социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические,
физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности,
выполняемой в рамках описываемой профессии.
Психограмма представляет собой описание требований, которые предъявляются
профессиональной деятельностью к психическим особенностям человека, в нее
включенного: своеобразие познавательной сферы, темперамента, характера и других
личностных характеристик.
Схема профессиограммы включает:
Общую характеристику профессий (историю ее возникновения
и развития, общественную значимость, потребность в данной профессии, примеры из
биографии знатных ее представителей);
производственную характеристику профессий (описание трудового процесса);
содержание и характер труда, предмет, средства и результаты трудовой
деятельности;
описание связи данной профессии с другими профессиями, уровня механизации и
автоматизации производства;
характеристику необходимых общих и специальных знаний, умений, навыков и
понимания;
описание требований, предъявляемых профессией к ее реализаторам (здоровье,
физиологические и психологические особенности), медицинских противопоказаний;
психологическую характеристику трудовой деятельности (ее привлекательные и
непривлекательные стороны, трудности, творческие элементы труда, характерные
качества передовиков этой профессии);
характеристику санитарно-гигиенических условий труда (работа в помещении, на
открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем
помещении и т.п.);
сведения о возможности получения профессии (перечень учебных заведений,
литература о профессиях).