Информация для десятиклассников и их родителей
 



 

Правила выбора профессии:

Изучить как можно больше профессий, определить, какие специалисты необходимы в регионе проживания данного человека.
Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и т.д.).
Выбрать наиболее привлекательную, подходящую для себя профессию.
Ознакомится с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание и условие труда; требования, предъявляемые профессией к человеку, возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Провести практическую апробацию своих сил в выбранной профессии (учебно-производственный комбинат, занятия в кружке по интересам и т.п.).
Соотнести полученные знания со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, специалистом.
При соответствии своих возможностей требованиям выбранной профессии в школе или УПК, получить первоначальную профессиональную подготовку, осуществляя самоконтроль готовности к профессиональному определению.
При отсутствии такого соответствия изучить запасной вариант профессионального выбора.
Выбрав профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации своего намерения и овладении ею в совершенстве.
Для адекватного выбора профессии необходимо знать требования, которые она предъявляет к человеку, реализующему ее. Важнейшими источниками информации являются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма – описание перечня особенностей профессии или специальности, представляет собой информационный документ, необходимый для знакомства с профессией, создания ее целостного образа. Обычно он содержит социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности, выполняемой в рамках описываемой профессии.

Психограмма представляет собой описание требований, которые предъявляются профессиональной деятельностью к психическим особенностям человека, в нее включенного: своеобразие познавательной сферы, темперамента, характера и других личностных характеристик.

Схема профессиограммы включает:

Общую характеристику профессий (историю ее возникновения и развития, общественную значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографии знатных ее представителей);
производственную характеристику профессий (описание трудового процесса);
содержание и характер труда, предмет, средства и результаты трудовой деятельности;
описание связи данной профессии с другими профессиями, уровня механизации и автоматизации производства;
характеристику необходимых общих и специальных знаний, умений, навыков и понимания;
описание требований, предъявляемых профессией к ее реализаторам (здоровье, физиологические и психологические особенности), медицинских противопоказаний;
психологическую характеристику трудовой деятельности (ее привлекательные и непривлекательные стороны, трудности, творческие элементы труда, характерные качества передовиков этой профессии);
характеристику санитарно-гигиенических условий труда (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.);
сведения о возможности получения профессии (перечень учебных заведений, литература о профессиях).