Что нужно знать родителям, чтобы избежать
конфликтов с детьми.
Во-первых:
Перестать общаться с ребёнком такими способами:
1. Приказывать, командовать:
«Сейчас же перестань», «Убери быстро», « Чтобы я этого больше не видел».
Такие фразы вызывают у детей чувства унижения, бесправия, неуважения к его
личности, и они в ответ сопротивляются, бурчат, огрызаются, обижаются.
2. Предупреждать, угрожать, предостерегать:
«Если ты не прекратишь, то я…», « Ещё раз - и я возьму ремень», «Не придёшь
вовремя, убью».
Регулярное употребление их, начиная с 4-5 лет, ведёт к катастрофическим
последствиям. Ребёнок начинает чувствовать себя беззащитным, бесправным,
нелюбимым и как следствие – становится агрессивным, непослушным. Недоверчивым,
конфликтным.
3. Читать нравоучения, проповеди:
«Ты обещал вести себя хорошо», «Ты должен хорошо учиться», “Нужно уважать
родителей”.
Из таких фраз дети не узнают ничего нового, но чувствуют давление авторитета,
вину, появляется желание огрызнуться, съязвить что-то в ответ.
4. Критиковать, обвинять:
“Ну на что это похоже”, “Какой же ты лентяй”. Обзывать, высмеивать: “Ты
настоящий дурень”, “Ты ни на что не годишься”.
Ребёнок начинает думать, что он на самом деле такой. Это приносит непоправимый
вред – ребёнок растёт стеснительным, тревожным, недоверчивым, замкнутым. В
подростковом возрасте это вызывает агрессию к родителям, конфликты.
5. Давать советы, готовые решения:
“Я бы на твоём месте…”. “По-моему ты плохо сделала”.
Давая совет, если его не просят, мы сообщаем ребёнку, что он мал, неопытен, глуп.
И он хочет защитить своё достоинство.
6. Строить догадки, интерпретации:
“Я знаю,что всё это из-за того, что ты ничего не умеешь…”, “Небось опять
подрался”, “Я вижу тебя насквозь”. Кто из детей любит, когда его вычисляют? Это
лишь вызывает защитные реакции, огрызения, внутреннее негодование.
7. Выспрашивать, расследовать:
“Ну, нет ты всё-таки скажи”, “Что случилось? Ведь я всё равно узнаю, почему ты
получил двойку”. Удержаться от расспросов очень трудно, но лучше заменить
вопросительные предложения на утвердительные: “Я чувствую, что у тебя что-то
случилось”, “Ты сегодня не в духе”.
Во-вторых:
Научитесь доверять ребёнку.
1. Дайте ему свободу выбора с самых ранних лет ( “Что ты хочешь есть –
кашу или суп?”).
2. Постоянно ему напоминайте о том, что он сам принимает решения, которые
определяют его повседневную жизнь ( «Как захочешь, так и будет», «Как бы ты не
решил, - всегда согласен с тобой»)
В-третьих:
Уважайте личность ребёнка, цените её
1. Учитесь быть терпеливым слушателем. Если у вас нет времени выслушать
его сейчас, то честно предложите поговорить тогда, когда у вас будет время.
2. Если ребёнок в порыве чувства ( злости, обиды, негодования), то дайте
ему выплеснуть эти чувства, скажите, что вы знаете, что он сейчас чувствует ( «Ты,
наверное, сильно зол», «Тебе очень горько»). Ребёнок станет вам больше доверять.
В-четвёртых:
Уважительно относитесь к себе
1. Разрешите себе открыто выражать свои чувства, но не обижая при этом
ребёнка, не затрагивая его личность. Прежде всего нужно вслух назвать своё
чувство и его силу ( «Я очень сердита»). Затем назвать причину чувства, т. е.
свою реакцию на событие, действие ребёнка, а не на его личность (сравните: «Я
очень сердита, когда ты не предупреждаешь меня о том, куда идёшь, потому что мне
становится тревожно за тебя»).
2. Знайте, что все мы имеем право на любые чувства, в том числе и на гнев,
и ваш ребёнок тоже.
3. Когда мы говорим о своих чувствах, мы не имеем права манипулировать
ребёнком. Просто, говоря о них, мы снижаем это чувство, выливаем наружу, а также
помогаем ребёнку лучше нас понять, приблизиться к нам.
В – пятых:
1. Учитывайте возрастные кризисы детей, периоды, в которые дети более
эмоциональные, непослушные, самоуверенные и чувствительные к стрессам, обидам от
родителей.