Лекция психолога для родителей
Раздел I. Дисциплина
Детям не
только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их
жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Возникает
вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного
порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и
правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и
учителя?
Дети восстают
не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это
привычное для слуха слово указывает на силовые методы).
Как же найти
пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Есть шесть
правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную
дисциплину.
Первое
правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни
каждого ребенка.
Это особенно
полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать
детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не
приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в
любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными
требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в
одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие
“вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.
Правило
второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они
должны быть гибкими.
Это правило
предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать
ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так
он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный
пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями
другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства
им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы,
дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный
урок, и тогда “коса находит на камень”.
Когда
родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво,
часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И
если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью которой они всегда
добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: “Мои личные интересы
(желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или
требуют родители”.
В некоторых
семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как
правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих
случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя
назвать близкими и доверительными.
Оба правила
взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в
решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.
Найти золотую
середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех
цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон
принадлежит одному американскому психологу).
Зеленая
зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или
желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в
какой кружок записаться, с кем играть и дружить…
Желтая
зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода.
Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам
вечера; можно гулять, но только в своем дворе.
В этой зоне
ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтной принятие ребенком
требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы.
Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше
требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для
его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и
самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
Оранжевая
зона действия – ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду
особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном,
и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться
подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень
благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда
они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
Красная
зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить,
щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список
этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и
социальным запретам.
Правило
третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с
важнейшими потребностями ребенка.
Детям надо
много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все
хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления
естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и
познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить
полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное
и безопасное русло.
Исследовать
лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только,
если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и
подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы
никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми
игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками.
Например, за
рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для
рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской
сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают из брандспойта и комната
готова для следующей группы. Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже.
Другой пример
относится к подростковому возрасту. Начиная лет с десяти-одиннадцати ребятам
становится особенно важно общаться со сверстниками. Ребята часто перестают
слушаться родителей и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать
осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах “не дружить”,
“не ходить”, “не надевать”, “не участвовать”.
Подростковая
мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или
менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но
если в это время родители вошли в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью,
согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять
окончательно.
Что же
остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”?
Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих
ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.
Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком,
и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в
глубине души ищет и надеется получить.
Правило
четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы
взрослыми между собой.
Когда мама
говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить
правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды
взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.
Разногласия
взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в
соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 10 часов вечера
вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно
возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.
Стоит
помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и
принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе
приучаются настаивать, ныть, вымогать.
Правило
пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее
дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет
желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном,
то становится трудным вдвойне.
И на вопрос
“Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”,
“Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может
разбиться” …
Объяснение
должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает:
“Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно
побороть своё желание. Здесь поможет активное слушание.
Активно
слушать ребёнка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он поведал, при этом
обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на
ребёнка совершенно особое впечатление.
Важные особенности беседы по способу активного слушания.
Во-первых,
очень важно чтобы ваши и ребёнка глаза находились на одном уровне, так как ваше
положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о
том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Во-вторых,
если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать
ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так
как фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Часто на
вопрос “Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете
“Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать рассказывать о том, что
случилось.
В-третьих,
очень важно в беседе “держать паузу”. Не забивайте его своими соображениями и
замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и
одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не
на вас, а в сторону “внутрь” и “вдаль”, то продолжайте молчать – в нём
происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы
поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.
Иногда у
родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как
передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же
смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же самые фразы,
но при этом точно угадываете переживания ребёнка, он, как правило, не замечает
ничего необычного, и беседа успешно продолжается.
Если вы не
совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребёнка, не смущайтесь, в
следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите,
что вы её приняли.
Три
результата активного слушания:
Исчезает или,
по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка
Ребёнок,
убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё
больше.
Ребёнок, при
активном слушании, сам продвигается в решении своей проблемы.
Приказы же и
“Ты – сообщения” усугубляют сопротивление ребёнка. Предложение, в котором вы
говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать:
“Спичками не играют” вместо “Не смей играть спичками!”, “Конфеты едят после
обеда” вместо “Сейчас же положи конфету назад!”, “Хвост у кошки не для того,
чтобы за него тянули” вместо “Перестань мучить кошку!”
И последнее
шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его
хорошего, чем делая ему плохое.
Правда здесь
нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел,
традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с
папой, совместные прогулки).
И отменять
их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле
расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.
Раздел II. Трудные дети
Непослушных
детей, а тем более детей “отбившихся от рук” принято обвинять. В них ищут злой
умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число “трудных” обычно попадают
дети не “худшие”, а особенно чувствительные и ранимые. Они “сходят с рельсов”
под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и
сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: “трудный” ребёнок
нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины
стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. Это на
поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять, а на
самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная.
Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Отсюда вывод:
такие причины надо знать.
Существуют
четыре основные причины серьёзных нарушений поведения детей.
Первая
– борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания,
которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и
дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Конечно, это не приятно, но
внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая
причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и
опеки.
Если
замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения
слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с
упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка
– отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И
не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно своё,
а это – главное!
Третья
причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины
могут быть очень разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим;
ребёнка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители
постоянно ссорятся…
Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание,
несправедливое наказание. И снова в глубине души ребёнок переживает и даже
страдает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание, неуспеваемости в
школе.
Смысл
“плохого” поведения в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо –
пусть и вам будет тоже плохо!..”
Наконец,
четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что
ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи
у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться
отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае
неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное
“смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив
горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе.
Он приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится” Это – в
душе, а внешним поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”, “И
буду плохой!”
Важно знать,
что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни
ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ
себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят
его другие.