Положение о социально-психологической службе Хандыгской
средней общеобразовательной школы
1. Общие положения
1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным
подразделением Хандыгской средней общеобразовательной школы;
1.2. СПС в своей работе руководствуется:
• конституцией РФ;
• конвенцией ООН о правах ребенка;
• нормативными документами МО РФ, РС(Я)
• нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
• решениями органов управления образования;
• настоящим положением;
• программой социально-психологического сопровождения участников
образовательного процесса.
1.3. Деятельность СПС школы направлена на социально-психологическую поддержку
учащихся и обеспечение их психического здоровья;
1.4. Сотрудники СПС (психолог, социальный педагог) осуществляют свою
деятельность в тесном контакте с учреждениями образования, здравоохранения,
органами опеки и попечительства, органами внутренних дел.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение
сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация
и социальная адаптация;
2.2. Задачи СПС:
• Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
• Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов,
способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
• Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического
климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного
общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для
каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности,
которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации;
• Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их
родителям, педагогам и администрации школы;
• Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального
развития учащихся с проблемами поведения, социально-педагогической
запущенностью;
• Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного
пространства школы.
3. Функции
3.1. СПС координирует работу психолога, социальных педагогов школы;
3.2.Разрабатывает методики, помогающие педагогам осуществлять собственную
практику в работе с учащимися;
3.3. Содействует созданию благоприятных социальных ситуаций развития
обучающихся, психологических условий для формирования здорового образа жизни
детей и подростков.
3.4.Осуществляет непрерывное повышение профессиональной квалификации
сотрудников;
3.5.Осуществляет деловое партнерство с другими образовательными учреждениями
поселка;
3.6. Участвует в деятельности экспертной группы по аттестации психолога,
социального педагога.
4. Основные направления работы СПС
4.1. Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:
• углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
• выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.
Специалисты СПС осуществляют:
• проведение диагностического обследование с целью определения хода их
психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
• изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью
обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в
профессиональном и личностном самоопределении;
• проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми
сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.
4.2. Профилактическое направление
• Задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей
потребности знаний в области психологии, социологии, педагогики. Создавать
условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном
этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и
интеллекта.
• Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами
педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают
влияние на формирование личности подростка.
4.3. Развивающее и коррекционное направление
• Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов СПС на
процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи СПС -
обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, помочь
педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, а
также в развитии их способностей, и склонностей.
• Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в
развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и программы развивающей и
коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
4.4. Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС
со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями,
педагогами и администрацией школы. При этом специалисты СПС осуществляют:
• проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам
учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
• обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и
самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для
успешного обучения и развития;
• оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в
состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
• проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам
разработки и реализации программ обучения и воспитания;
• проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит
разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии
сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных
ученических групп и параллелей;
• социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных межличностных
и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель,
учитель-ученик, учитель- родители и т.д.
• консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного
отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
4.5. Социально-медицинское направление
• Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации
учебного времени с целью поддержания здоровья.
5. Права и обязанности сотрудников СПС
5.1. Сотрудник службы имеет право:
- на создание материальных условий, необходимых для успешного выполнения своих
профессиональных обязанностей.
- самостоятельно формулировать конкретные задачи в работе с учащимися,
родителями и учителями, определять формы и методы этой работы, решать вопрос об
очередности ее проведения.
- отказываться от выполнения заказов (в том числе и со стороны администрации
школы), если они противоречат его профессиональным этическим принципам, на
основе которых строится деятельность службы.
- знакомиться с документацией школы.
- проводить в школе индивидуальные и групповые обследования и эксперименты в
исследовательских целях, в русле инновационной деятельности школы.
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных
изданиях;
- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций,
бесед, выступлений, тренингов;
- обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
5.2.Сотрудник службы обязан:
- в своей профессиональной деятельности превыше всех других целей ставить защиту
личностных интересов и индивидуальности взаимодействующих с ним субъектов
образования;
- строго соблюдать нормы профессиональной этики;
- руководствоваться государственными нормативными документами, приказами и
инструкциями вышестоящих органов управления образованием;
- рассматривать вопросы и принимать решения лишь в рамках своей профессиональной
компетенции;
- постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
- производить регистрацию всех видов проводимой работы;
- работать в тесном контакте с администрацией и учителями школы.
-участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых
вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и
семинарах;
- руководствоваться Уставом, программой социально-психологической службы,
кодексом психолога, настоящим Положением.
- хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта координационной работы;
-информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов,
администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в
рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.
- отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией
школы;
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
6. Функциональные обязанности сотрудников.
6. 1. Руководитель службы:
- Организация текущего и перспективного планирования работы сотрудников.
- Контроль за деятельностью и адекватная оценка работы сотрудников.
- Отслеживание и создание необходимых условий для роста профессионального
мастерства сотрудников.
- Взаимодействие с администрацией, службами и управления образованием города.
- Внесение необходимых корректив в функциональные обязанности сотрудников
службы, с учетом непрерывного роста их профессионального мастерства, углубления
специализации и потребностями школы.
6.2. Психолог:
- Анализ и обобщение результатов психолого – педагогической диагностики по звену
обучения.
- Обучение родителей, учителей и учащихся специфическим методам практической
психологии, которые способствовали бы расширению их возможностей в сфере
самокоррекции и саморегуляции.
- Консультирование учителей, родителей и администрации школы по вопросам
психологизации обучения и воспитания учащихся.
- Организация и проведение психологических семинаров для учителей родителей.
- Организация профориетационной работы с подростками (диагностика,
индивидуальное консультирование учащихся).
-Организация профилактической работы с учащимися 1-11 классов МОУ ХСОШ склонных
к суициду.
- Предоставление отчетов: статистический – 1 раз в четверть, аналитический – 1
раз в год.
6.3. Социальный педагог:
- Анализ и обобщение результатов диагностики традиций семейного воспитания и
разработка рекомендаций по их коррекции.
- Проведение социологических обследований отношения учащихся к наиболее
актуальным проблемам современности (наркомания, алкоголизм, секс, молодежная
субкультура и т.д.).
- Социологическое обследование отношения учащихся к школьному обучению и ее
отдельным компонентам, вычленение возникающих проблем и разработка
соответствующих рекомендаций.
- Семейное консультирование (проблемы взаимоотношений ученик – родитель).
- Социально – реабилитационная работа с детьми – сиротами, опекаемыми и детьми
группы социального риска (неблагополучные семьи).
- Контроль за посещаемостью учебных занятий учащимися 1-11 классов МОУ ХСОШ.
- Посещение семей учащихся 1-11 классов МОУ ХСОШ с целью обследования
жилищно-бытовых условий и выявления причин различного характера (плохая
успеваемость, низкая посещаемость и т.д.)
- Вовлечение учащихся, состоящих на профилактических учётах в кружки
дополнительного образования.
- Организация и проведение бесед, внеклассных мероприятий, классных часов по
профилактике правонарушений.
- Участие в родительском всеобуче по проблемам воспитания и профилактике
правонарушений среди учащихся МОУ ХСОШ.
- Учет проводимой работы за четверть и ежегодный письменный отчет.