ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Класс: 11 А
Тема урока: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис).
Цели урока:
Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов
в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях
3) закрепление навыков правописания;
Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование орфоэпического навыка;
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;
Задачи учащихся: 1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании;
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;
Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;
Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания из части В (В3 по материалам ЕГЭ 2008 года).
ХОД УРОКА
I Оргмомент, актуализация.
Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке.
Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задание из части В, связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня - словосочетание.
II Работа по теме урока. Повторение и обобщение материала.
Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Посмотрите на доску. Какие бывают виды словосочетаний по значению?
Виды словосочетаний. |
|
сочинительные слова равноправные (однородные члены) дождь и снег |
подчинительные одно слово подчинено другому главное сл.+ зависимое осенний дождь |
Мы обращаем
внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в
тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема
на доске).
Способы связи слов в словосочетании. |
||
Согласование | Управление | Примыкание |
Х + завис. сл. Х + зав.сл. Х + зав.сл.
Сущ прил Гл. сущ неизм.ч/р:
прич Сущ. прил н.ф.гл.
числ нар.
мест деепрч.
степени сравн.
ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
ГЛАВНОЕ слово
ЗАПОМНИ !
1 ГРАМ. ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2 СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни:
Стоять возле )
III Закрепление полученных знаний.
1 Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.
Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).
· Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив. Сл.раб: примитив – нечто простое
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)
Выписываем словосочетания: мой мозг
прояснили мозг
влечётся в примитив
росные туманы Коллективная проверка
вижу туманы
слышу мотив
липовый мотив
· Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами. (М.Цветаева)
Выписываем словосочетания: мне нравится не уплывёт под ногами
больны не мной под нашими ногами
тяжёлый шар
шар земной
не уплывёт никогда
2 Практикум по определению способов связи слов в с/соч.
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.
1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Способ проверки – взаимопроверка.
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).
3 Отработка задания ЕГЭ.
А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2008 года звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь).
1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.
2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».
1 Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».
1 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
9 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
10 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Способ проверки – взаимопроверка.
Каков процент выполнения данного задания?
IV Подведение итогов урока.
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются учителю).
Оценивание работы учеников.