Положение о социально-психологической службе Хандыгской средней общеобразовательной школы

1. Общие положения

1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением Хандыгской средней общеобразовательной школы;
1.2. СПС в своей работе руководствуется:
• конституцией РФ;
• конвенцией ООН о правах ребенка;
• нормативными документами МО РФ, РС(Я)
• нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
• решениями органов управления образования;
• настоящим положением;
• программой социально-психологического сопровождения участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность СПС школы направлена на социально-психологическую поддержку учащихся и обеспечение их психического здоровья;
1.4. Сотрудники СПС (психолог, социальный педагог) осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел.

2. Цели и задачи

2.1. Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация;
2.2. Задачи СПС:
• Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
• Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
• Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации;
• Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы;
• Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, социально-педагогической запущенностью;
• Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы.

3. Функции

3.1. СПС координирует работу психолога, социальных педагогов школы;
3.2.Разрабатывает методики, помогающие педагогам осуществлять собственную практику в работе с учащимися;
3.3. Содействует созданию благоприятных социальных ситуаций развития обучающихся, психологических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков.
3.4.Осуществляет непрерывное повышение профессиональной квалификации сотрудников;
3.5.Осуществляет деловое партнерство с другими образовательными учреждениями поселка;
3.6. Участвует в деятельности экспертной группы по аттестации психолога, социального педагога.

4. Основные направления работы СПС

4.1. Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:

• углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
• выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.
Специалисты СПС осуществляют:
• проведение диагностического обследование с целью определения хода их психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
• изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
• проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.

4.2. Профилактическое направление

• Задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей потребности знаний в области психологии, социологии, педагогики. Создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

• Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности подростка.

4.3. Развивающее и коррекционное направление
• Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи СПС - обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, помочь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, а также в развитии их способностей, и склонностей.

• Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

4.4. Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. При этом специалисты СПС осуществляют:

• проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
• обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
• оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
• проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
• проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
• социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель- родители и т.д.
• консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

4.5. Социально-медицинское направление
• Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.

5. Права и обязанности сотрудников СПС

5.1. Сотрудник службы имеет право:
- на создание материальных условий, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
- самостоятельно формулировать конкретные задачи в работе с учащимися, родителями и учителями, определять формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности ее проведения.
- отказываться от выполнения заказов (в том числе и со стороны администрации школы), если они противоречат его профессиональным этическим принципам, на основе которых строится деятельность службы.
- знакомиться с документацией школы.
- проводить в школе индивидуальные и групповые обследования и эксперименты в исследовательских целях, в русле инновационной деятельности школы.
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов;
- обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;

5.2.Сотрудник службы обязан:
- в своей профессиональной деятельности превыше всех других целей ставить защиту личностных интересов и индивидуальности взаимодействующих с ним субъектов образования;
- строго соблюдать нормы профессиональной этики;
- руководствоваться государственными нормативными документами, приказами и инструкциями вышестоящих органов управления образованием;
- рассматривать вопросы и принимать решения лишь в рамках своей профессиональной компетенции;
- постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
- производить регистрацию всех видов проводимой работы;
- работать в тесном контакте с администрацией и учителями школы.
-участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;
- руководствоваться Уставом, программой социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением.
- хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
-информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.
- отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;

6. Функциональные обязанности сотрудников.

6. 1. Руководитель службы:
- Организация текущего и перспективного планирования работы сотрудников.
- Контроль за деятельностью и адекватная оценка работы сотрудников.
- Отслеживание и создание необходимых условий для роста профессионального мастерства сотрудников.
- Взаимодействие с администрацией, службами и управления образованием города.
- Внесение необходимых корректив в функциональные обязанности сотрудников службы, с учетом непрерывного роста их профессионального мастерства, углубления специализации и потребностями школы.

6.2. Психолог:
- Анализ и обобщение результатов психолого – педагогической диагностики по звену обучения.
- Обучение родителей, учителей и учащихся специфическим методам практической психологии, которые способствовали бы расширению их возможностей в сфере самокоррекции и саморегуляции.
- Консультирование учителей, родителей и администрации школы по вопросам психологизации обучения и воспитания учащихся.
- Организация и проведение психологических семинаров для учителей родителей.
- Организация профориетационной работы с подростками (диагностика, индивидуальное консультирование учащихся).
-Организация профилактической работы с учащимися 1-11 классов МОУ ХСОШ склонных к суициду.
- Предоставление отчетов: статистический – 1 раз в четверть, аналитический – 1 раз в год.

6.3. Социальный педагог:
- Анализ и обобщение результатов диагностики традиций семейного воспитания и разработка рекомендаций по их коррекции.
- Проведение социологических обследований отношения учащихся к наиболее актуальным проблемам современности (наркомания, алкоголизм, секс, молодежная субкультура и т.д.).
- Социологическое обследование отношения учащихся к школьному обучению и ее отдельным компонентам, вычленение возникающих проблем и разработка соответствующих рекомендаций.
- Семейное консультирование (проблемы взаимоотношений ученик – родитель).
- Социально – реабилитационная работа с детьми – сиротами, опекаемыми и детьми группы социального риска (неблагополучные семьи).
- Контроль за посещаемостью учебных занятий учащимися 1-11 классов МОУ ХСОШ.
- Посещение семей учащихся 1-11 классов МОУ ХСОШ с целью обследования жилищно-бытовых условий и выявления причин различного характера (плохая успеваемость, низкая посещаемость и т.д.)
- Вовлечение учащихся, состоящих на профилактических учётах в кружки дополнительного образования.
- Организация и проведение бесед, внеклассных мероприятий, классных часов по профилактике правонарушений.
- Участие в родительском всеобуче по проблемам воспитания и профилактике правонарушений среди учащихся МОУ ХСОШ.
- Учет проводимой работы за четверть и ежегодный письменный отчет.