Анализ учебной работы школы за 2006-2007 учебный год

 

            В 2006-2007 учебном году в школе обучалось 757 учащихся в 42 классах-комплектах, из них на дому 22 ученика, учащихся 8 вида, 58 учащихся в коррекционных классах 7 вида (в среднем звене), в классах с расширенным образовательным пространством – 100 учащихся, 72 ученика обучались в профильных классах (оборонно-спортивном, педагогическом, гуманитарном и социально-экономическом). Данная организация учебного процесса проводилась в рамках "Школы равных возможностей на основе преемственности с учетом периодизации детского развития".

            Результаты данного учебного года подтверждают частичную правильность выбора направления:

-           в этом году увеличилось количество учащихся, оставленных на повторный год обучения (из 757 учащихся – 10) в сравнении с прошлым годом (из 792 – 2), в начальной школе – 6 учащихся, в прошлом году успевали все, в 5"В" классе – 1 (Берил по 3 предметам), в 8"В" классе (Енсаев – по всем предметам, прибыл в нашу школу в апреле с неудовлетворительным отметками по всем предметам), в 8 "Б" классе  (Стадник В – по 4 предметам, Аристова Н. – по 4 предметам, Молоков А. – по всем предметам, кроме географии, не ходил в школу), в 10"В" классе (Солодилов Р. – по 10 предметам, 9 кл. закончил в коррекционном классе, Попов И. – по 5 предметам, перешел из гимназии, Мекюрдянова Ю. – по 5 предметам, прибыла из другой школы), в 10"Б" классе (Рец Ю. – по 6 предметам, Колодезникова Н. – по 7 предметам, причина – пропуски уроков;

-           16 учащихся перевод отложен до осени, в прошлом году – 10 учащихся: 5"Б" – Колодезникова Т. (математика), 5"В" – Андреев В. (математика), Скотников (литература), Гончар (русский язык), 6"В" – Пинаева Д. (труд), Качин В. (биология, география), 7"А" – Петунина А. (физкультура), 7"В" – Ромашко (русский язык), 8"А" – Файзель К. (физкультура), 8"Б" – Цуркан А. (русский язык), Никишин А. (история), 8"В" – Сибиряков Д. (русский язык, литература), 10"В" – Пояков С. (химия), 10"А" – Степанов А. (математика), Стенин Д. (математика), Шубина В. (математика);

-           окончили учебный год на "4" и "5" – 218 учащихся, из них 1 обучался на дому;

-           окончили на "отлично" – 41 ученик;

-           9 классов – 33 учащихся, и 3 из ШНО;

-           11 классов – 57 учащихся и 3 из ШНО;

-           не совсем правильно сформирован класс 11"А" по профилю – оборонно-спортивный, в течение 2 лет он утратил значение оборонного из-за отсутствия преподавателя дисциплины ОБЖ, а увеличение часов на преподавание предметов: валеология, физкультура, не определили выбор учащиеся предметов для сдачи выпускных экзаменов: из 12 учащихся выбрали физкультуру – 7, биологию – 4, а 11"Б" как класс первоначально создаваемый физико-математическим, не состоялся по причине контингента учащихся;

-           сохранились классы с расширенным образовательным пространством, хотя в двух из них: в 7"А" и 8"А" есть неуспевающие по физкультуре из-за непосещения занятий; 5"А" кл. из 22 учащихся – 15 хорошистов и 2 отличника, при 100% успеваемости качество знаний 77,3%; 6"А" кл. из 20 учащихся – 12 хорошистов и 1 отличник, при 100% успеваемости качество – 72,2%; 7"А" кл. из 24 учащихся – 9 хорошистов, при успеваемости 95,8% качество – 37,5%; 8"А" кл. из 21 учащихся – 9 хорошистов и 2 отличника, при успеваемости 95,2% качество – 52,4%, 9"А" кл. из 13 учащихся – 5 хорошистов, при успеваемости 100% качество 38,6%;

-           по-прежнему один из сложных вопросов – это формирование классов (из-за сложности перевода учащихся из одного класса в другой), а также формирование профильных 10 классов, второй год этой работы показывает, что в этом направлении недостаточно работы классных руководителей и администрации школы, необходима квалифицированная психологическая служба, которая в школе отсутствует;

-           хорошо сработали классные руководители 11 и 9 классов по сохранению контингента учащихся: Аверинская Я.А., Гудаева Г.В., Пономарева З.А, Алексеева И.Н., Телегина О.И., Николаева Г.И.;

-           в ШНО обучались 23 ученика с разными формами отклонений в умственном и физическом развитии. Учащиеся по основным предметам обучаются на дому индивидуально и занимаются в школе по группам согласно учебного плана, утвержденного методсоветом школы. Для детей работают кружки "Умелые уроки", компьютерно-игровой, ИЗО и музыкальный. Организованы групповые занятия по ОБЖ, интегрированные занятия по чтению и ознакомлению с окружающим миром. Проводятся совместные мероприятия с родителями и учениками. Организация работы ШНО позволяет создать условия для общения ребят со сверстниками и адаптации их в коллективе. Ученики, обучающиеся на дому, принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках декады инвалидов как районного, так и республиканского уровня. Например, Морозов Андрей, Малявко Анна, Охлопкова Марианна приняли участие в республиканских мероприятиях и были награждены различными призами. Также учащиеся получают образование согласно стандарта. Так, выпускники 2005-2006 учебного года Нечаев Дмитрий и Тарабукина Ольга учатся заочно в юридическом институте. В 2006-2007 учебном году 3 ученика закончили успешно 9 класс и 3 ученика 11 класс. На дому обучаются также дети с тяжелыми формами отклонений в развитии. Они учатся по индивидуальной программе. Для организации работы с детьми-инвалидами хотелось бы иметь специальный кабинет;

-           очень сложно в этом году решался вопрос с определением экзаменов по выбору учащимися и формы экзамена особенно в 11"Г" классе (Телегина О.И.) и 11"Б" классе (Пономарева З.А. ) вплоть до необходимости разрешения конфликтных ситуаций и жалоб в МУО ТР;

-           отработана и прижилась 12-балльная система оценки знаний, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний учащихся;

-           продолжение работы в рамках "Школы равных возможностей" позволило ряду учителей на конкретных успехах продемонстрировать возможность работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Заслуживает внимание опыт работы классного руководителя Гудаевой Г.В., которая успешно довела своих воспитанников до экзаменов, не было неявки учащихся на экзамены, и все 9 учащихся получили аттестаты, довольно успешно со своими воспитанниками в коррекционном классе работали и Атакова Х.И. – 7"В" класс и Челкакова А.А. – 8"В" класс, где нет второгодничества;

-           не всегда слаженно велась работа отдельных классных руководителей, что приводило к пропускам уроков без уважительной причины и неуспеваемости по отдельным предметам. Алиева Х.А. – 7"А" кл., оставлена на осень Петунина по физкультуре (учитель Лапина С.И.). Сложная обстановка была по предмету ФОЗ из-за постоянной недисциплинированности самого учителя Майорова Н.З. Имеет место формальный подход к оценке знаний учащихся, 7"Б" кл. ученик Ясенецкий выбыл, а учитель ставит ему четвертную оценку (Атакова Х.И.);

-           в течение учебного года по разным причинам перешли на обучение в вечернюю школу 15 учащихся, из них 6 – 1, 7 – 2, 8 – 3, 9 – 2, 10 – 4, 11 – 3. Факты заставляют задуматься: во-первых, что снизился возраст перехода учащихся на вечернее обучение, во-вторых, имеет место перехода учащихся в выпускных классах, чаще всего по причине слабой успеваемости учащихся перед угрозой недопуска к экзаменам и в-третьих, выбор формы получения среднего образования учащимися, в-четвертых, недоработка социальной службы в работе с неблагополучными семьями;

-           учащиеся школы в течение года приняли участие в научно-практической конференции разного уровня: районной, зональной, всероссийской; на районную конференцию было представлено 4 работы, в защите приняли участие 5 учащихся. Определенный опыт работы в данном направлении сложился у учителей: Николаевой Г.И., Бердиковой П.Н., Гордеевой Л.С., Тютриной В.Д. Радуют и результаты: на Всероссийский уровень вышла работа ученика 10"А" класса Захарова Петра (учитель Николаева Г.И.) "Аполлон Аммосова – эндемик фауны Якутии" – стал лауреатом III степени, ученица 10”Б” класса Колмакова Алена (учитель Бердикова П.Н.) "Взаимосвязь темперамента, работоспособности, успеваемости и заболеваний учащихся ХСШ" – I место в районе, II – заречье и IV на республиканском уровне; Бутенко Женя (учитель Гордеева Л.С.) "Несовместимость чистящих средств в бытовой химии" – III место в районе, III – заречье, IV – в республике, получили студенческую путевку в г.Новосибирск, но не поехали из-за отсутствия средств, Ульянова Тамара (учителя Гордеева Л.С. и Тютрина В.Д.) "Литотерапия" – приняли в районе заочное участие и получили сертификат участника зональной конференции. Второй год участвуют в НПК учащиеся начальной школы;

-           в течение года школьные спортивные команды приняли участие в районных спортивных соревнованиях и мероприятиях, где неизменно занимали призовые места от третьего до первого. Впервые учащиеся школы приняли участие в олимпиаде по физкультуре в республике, минуя районную и заняли 7 место (учитель Гордеева Л.С.), есть хорошие показатели и в олимпиадах районного уровня по следующим предметам: черчение (впервые участвовали)  2 и 3 места (учитель Протодьяконова А.Н.), химия – 4 место (учитель Абрамова Т.Н.), биология -  2 и два 3 места (Бердикова П.Н.), математика – 3 место (учитель Козлова А.Н.), русский язык – 2 и 4 место (учитель Аверинская Я.А.) и 3 место (учитель Атакова Х.И.), география - 1 и 3 место (учитель Тютрина В.Д.), педагогика и психология 9участвовали впервые) – 1 и 3 место (учитель Алиева Х.А.);

-           в этом учебном году велись элективные курсы – 12, которые посещали все учащиеся 9 классов и 12 учащихся 10 классов, но не все были доведены до конца из-за непосещаемости учащихся и количество учащихся в 9 классах сократилось, всего 33 учащихся – из них 9 в коррекционном классе, снизилась активность учащихся и только 27% из обучаемых получили сертификаты, это наталкивает на необходимость поиска новых форм предпрофильной работы среди учащихся 9 классов.;

-           для подготовки учащихся к выпускным экзаменам были выделены часы дополнительных занятий по предметам, всего – 39 часов, с учетом пожеланий учащихся и расписания уроков было составлено и расписание дополнительных занятий, но в течение года имело место переноса занятий, что возможно было причиной пропуска занятий учащимися, отдельные учителя получали замечания за то, что определяли время удобное для себя, а не для учащихся, что вредит здоровью детей и приводит к нареканиям со стороны родителей; среди выбора предметов для сдачи  выпускных экзаменов учащимися был сделан следующий выбор:

Предмет

11 классы (57 чел.)

9 классы (33 чел.)

Литература

9

9

Русский язык

42

-

История

22

13

Биология

9

7

География

11

20

Обществознание

14

-

Физкультура

13

2

Информатика

12

-

МХК

14

-

Астрономия

20

-

Физика

6

3

Химия

3

2

Английский язык

3

1

Независимо от этого, количество часов у всех учителей было одинаково. По формам преобладают – традиционно рефераты (по астрономии, ЯНК, МХК, литературе), тесты (по истории в 9кл., географии 9, 11 кл., биологии 9, 11 кл. физкультуре 9, 11 кл.), билеты(физика, русский язык 9кл.). Резонной является мысль о непопулярности выбора таких предметов, как английский язык, физика и химия, падение престижа выбора таких предметов, как биология и география (ЕГЭ) в 11кл. (ни один не сдавал). Не выполняется рекомендация прошлого года о подготовке учащихся к сдаче экзамена по литературе по билетам, т.к. сдача экзамена в форме защиты реферата не отражает уровень ЗУНов учащихся, а рефераты в чистом виде взяты учащимися в виде из сети Интернета и не дает возможности подготовить учащихся выбору сдачи экзамена по литературе в форме ЕГЭ, в школе нет такой практики вообще.

           За прохождением программного материала ведется ежечетвертной контроль, своевременно вносятся корректировки в тематическое планирование, что позволило закончить учебный год, не допустив непрохождения программного материала, а своевременный контроль со стороны руководителей кафедр и администрации привел к тем результатам, которые отражены в ниже следующих таблицах.       

 

Назад